четверг, 18 июля 2013 г.

Вера и религия



 
В последнее время часто можно слышать справедливую критику существующих ныне религий за то, что они, так же, как и в прошлые века, порождают вражду и плодят многочисленные войны. Вера при этом, как правило, остаётся за пределами критики. Более того, иногда даже заявляется, что если без религии можно обойтись, то уж вера-то человеку просто необходима. Давайте поразмышляем, действительно ли это так.
Откуда проистекает религиозная вражда и нетерпимость к иному мнению? Из-за чего это происходит?
Из-за присущего религиям фанатизма, не правда ли?
А что такое фанатизм, если не вера, доведённая до высокой степени накала? 
Стало быть, именно вера и порождает религиозную рознь.  

Вера — это самогипноз, самовнушение. В иных случаях она может играть положительную роль. Например, вера в победу во время Великой Отечественной войны. Но ведь точно такими же положительными свойствами отличаются фронтовые сто грамм и прочие наркотики, которые, с одной стороны, способны облегчать людские страдания, а с другой — стимулировать взлёт духа. 

Подобно наркотикам, вера порождает галлюцинации. И точно так же, как и наркотики, вера вызывает зависимость. Человек, привыкший жить верой, начинает плохо себя чувствовать, когда из глубины его психики всплывают подавленные сомнения. В этом случае его вера трещит по швам, а дух приходит в упадок. Трезвый же взгляд на действительность, при котором вещи именуются своими именами, для такого человека и вовсе непереносим. Он  не приемлет такой подход в принципе, называя его  бездуховностью
Верующий человек несамостоятелен по определению. Ведь источник его уверенности находится вовне — в сочинённых кем-то доктринах, идеях. Эти преподнесённые на блюдечке идеи часто являются ответами на не возникшие ещё вопросы. Верующий заимствует их, помещает внутрь себя, и они становятся как бы своими. Привычка верить обратно пропорциональна способности размышлять, то есть способности самостоятельно ставить вопросы и так же самостоятельно находить на них ответы, исходя из непосредственного столкновения с той или иной проблемой. 

Привыкший верить — с одной стороны легковерен, а с другой недоверчив. Не научившись оценивать поступающую информацию, соотнося её со своим опытом, другими точками зрения, он реагирует на неё по принципу "верю" или "не верю". Не задумываясь, соглашается с одним, и сходу отрицает другое.

Между тем, сомнения, которые в христианстве обычно противопоставляются вере и считаются греховными, являются на самом деле признаком разумности. И они присутствуют в сознании каждого человека. Ведь что такое со-мнения? Различные со-существующие мнения (точки зрения) по одному и тому же вопросу. Развитое мышление позволяет один и тоже вопрос рассматривать с разных сторон.
Однако, в отличие от мыслящего человека, верующий подавляет свои сомнения и держится за одно-единственное мнение, которое он полагает правильным. Греческое слово "ортодоксия" как раз и означает: правильное мнение. Аргументировать свою позицию верующий никак не может, иначе не было бы необходимости подавлять другие точки зрения.

Вера — это подавление сомнений. Она является единственным "аргументом" верующего: верую, и всё тут. И даже очевидная абсурдность ортодоксальных утверждений не смущает его.
Подавляя сомнения, вера блокирует развитие разума.


Чем вера обычного человека отличается от веры религиозного фанатика? Только степенью своей «накалённости». Много информации в нашей жизни мы принимаем на веру — то, что слышим от окружающих (слухи), встречаем в книгах или видим по телевизору. Но обладающий здравомыслием человек понимает, что воспринятая на веру информация — как бы много её ни было — это совсем не то, чем ему следует гордиться. Понимает, что подобная «эрудиция» является его слабым местом, и потому все свои взгляды он готов пересматривать, подвергая их сомнениям.
Человека невозможно обмануть, пока он является скептиком. Обмануть можно лишь того, кто поверил. Именно поэтому проповедники всех мастей в самом начале своей работы прибегают к этому фундаментальному обману и с ювелирной тонкостью внедряют в сознание человека ложное представление о вере: мол, это необходимое условие духовного роста… верою, мол, познаём… Они виртуозно подменяют понятия, манипулируя ими, как напёрсточники шариком, отождествляя веру и с познанием, и с доверием, и с добродетелью — но только, конечно же, не со слабоумием.
А ведь именно этим, по сути дела, и является вера.


Часто можно слышать, что вера и знание дополняют друг друга. Но это не так. Верить можно только в то, чего не знаешь. Например, в Бога. А если ты что-то знаешь — действительно знаешь, а не просто в книжке прочитал, — то надобность верить в это отпадает. Верит ли кто-нибудь из нас в существование Солнца? Нет. Верить в Солнце может только слепой, который никогда его не видел. 


Точно так же бессмысленно верить в силу знания и просвещения.  Вера в разум — это недоразумение. Это вера в мёртвую букву, чего не понимают книжники всех времён. Непонятая, неосмысленная информация ложится на человека бременем и немногим отличается от того, что называют суеверием. Поэтому и говорят иногда о «сумерках просвещения». Подлинное знание добывается упорным трудом, и оно действительно приносит человеку свет и прозрение. То есть возможность видеть реальность — такой, какая она есть. 
А ещё знание — это сила.  По этому критерию его можно отличить от обычной, неусвоенной информации. Одно только приближение к подлинному знанию даёт человеку силу продолжать дальнейшие поиски, выдерживая при этом и помехи, и нападки.


Итак, вера — это не то, что критикам религии следовало бы защищать. В защите и реабилитации нуждается профанированное понятие религии.
Альбер Камю сказал: «Когда религия соединяется с политикой, рождается инквизиция». Современные, известные всем религии в своём традиционном обличье являются помесью магии, идеологии, политики и бизнеса — то есть, псевдорелигиями. Они паразитируют на первоисточнике, на имени и учении выдающегося человека, который — если это был действительно просветлённый учитель — никогда не призывал своих учеников верить ему на слово. Наоборот, следует пробовать и проверять, чтобы, в конце концов, самим удостовериться в истинности сказанного. Особый упор на этом делал Будда. Речь могла идти о доверии к учителю, но доверие — это совсем другое, прямо противоположное вере, понятие.
Известные всем (псевдо)религиозные традиции — буддизм в их числе — опираются на веру своих адептов. А вера слепа. Посему все эти религии являются фальшивками.
Пока человек не поверит, обмануть его невозможно. Поэтому попытка сохранить веру в качестве добродетели является попыткой сохранить обман.


Настоящая религия может быть только одна — так же, как и наука. Её основной добродетелью (или принципом) является осознание, а вовсе не вера. Благодаря осознанию человек способен раскрыть свой огромный творческий потенциал, познать самого себя. Именно в этом и заключается смысл религии как таковой. В этом состоит её отличие от псевдорелигии.
Прививая людям веру, священники приучают их к слабоумию.


Утверждая веру в человеке, бородатые жулики получают возможность внедрять в сознание человека новые понятия-аксиомы — новых, не подлежащих сомнению «священных коров», в которых требуется свято верить и отрицать которые полагается недопустимым кощунством. 
Поэтому вера — этот опиум для народа — должна быть признана уделом детей, а также слабых, не созревших для внутреннего преображения людей.

В 1865 году Карл Маркс отвечал на вопросы широко распространённой в то время анкеты. Нам стоит обратить внимание на ответы седьмого и двадцатого (последнего) пунктов.

7.  Какой недостаток вы скорее всего склонны извинить?  —  Легковерие.

20.  Ваш  любимый  девиз  —  De omnibus dubitandum  (Подвергай всё сомнениям). 





4 комментария:

  1. Очень хорошая статья...как бы хотелось ,чтобы как можно больше ее прочитало людей,а не пробегали мимо..но увы! сейчас все галопом по европам

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен, очень хорошая статья, кину друзьям и знакомым.

    ОтветитьУдалить
  3. Верно и по существу! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Не верить надо, а увидеть на практике, осознать, получить личный опыт - тогда все станет ЯСНО, без слепой веры. Я ЕСМЬ - Я существую. Я есмь Существование - это факт, а не вера! :)

    ОтветитьУдалить