В последнее время
часто можно слышать справедливую критику существующих ныне религий за то, что
они, так же, как и в прошлые века, порождают вражду и плодят многочисленные
войны. Вера при этом, как правило, остаётся за пределами критики. Более того,
иногда даже заявляется, что если без религии можно обойтись, то уж вера-то
человеку просто необходима. Давайте поразмышляем, действительно ли это так.
Откуда проистекает
религиозная вражда и нетерпимость к иному мнению? Из-за чего это происходит?
Из-за присущего
религиям фанатизма, не правда ли?
А что такое фанатизм,
если не вера, доведённая до высокой степени накала?
Стало быть, именно
вера и порождает религиозную рознь.
Вера — это
самогипноз, самовнушение. В иных случаях она может играть положительную роль. Например,
вера в победу во время Великой Отечественной войны. Но ведь точно такими же положительными свойствами отличаются фронтовые сто грамм и прочие наркотики, которые, с одной стороны, способны
облегчать людские страдания, а с другой — стимулировать взлёт
духа.
Подобно наркотикам,
вера порождает галлюцинации. И точно так же, как и наркотики, вера вызывает
зависимость. Человек, привыкший жить верой, начинает плохо себя чувствовать, когда из
глубины его психики всплывают подавленные сомнения. В этом случае его вера трещит по швам, а дух
приходит в упадок. Трезвый же взгляд на действительность, при котором вещи
именуются своими именами, для такого человека и вовсе непереносим. Он не приемлет такой подход в принципе, называя его бездуховностью
Верующий человек несамостоятелен по определению. Ведь источник его уверенности находится вовне —
в сочинённых кем-то доктринах, идеях. Эти преподнесённые на блюдечке идеи часто являются ответами на не возникшие ещё вопросы. Верующий заимствует их, помещает внутрь себя, и они становятся как бы своими. Привычка верить
обратно пропорциональна способности размышлять, то есть способности самостоятельно ставить вопросы и так же самостоятельно находить на них ответы, исходя из
непосредственного столкновения с той или иной проблемой.
Привыкший верить — с одной стороны легковерен, а с другой недоверчив. Не научившись оценивать поступающую
информацию, соотнося её со своим опытом, другими точками зрения, он реагирует на неё по принципу
"верю" или "не верю". Не задумываясь, соглашается с одним, и сходу отрицает другое.
Между тем, сомнения,
которые в христианстве обычно противопоставляются вере и считаются греховными, являются на самом деле
признаком разумности. И они присутствуют в сознании каждого человека. Ведь что такое
со-мнения? Различные со-существующие мнения (точки зрения) по одному и тому же
вопросу. Развитое мышление позволяет один и тоже вопрос рассматривать с разных
сторон.
Однако, в отличие от мыслящего человека, верующий подавляет свои сомнения и держится за
одно-единственное мнение, которое он полагает правильным. Греческое слово
"ортодоксия" как раз и означает: правильное мнение. Аргументировать
свою позицию верующий никак не может, иначе не было бы необходимости подавлять
другие точки зрения.
Вера — это подавление
сомнений. Она является единственным "аргументом" верующего: верую, и
всё тут. И даже очевидная абсурдность ортодоксальных утверждений не смущает
его.
Подавляя сомнения,
вера блокирует развитие разума.
Чем вера обычного человека отличается от веры религиозного фанатика? Только
степенью своей «накалённости». Много информации в нашей жизни мы принимаем на веру — то, что слышим от окружающих (слухи),
встречаем в книгах или видим по телевизору. Но обладающий здравомыслием человек понимает, что воспринятая на веру информация — как бы много её ни было — это совсем не то, чем ему следует гордиться. Понимает, что подобная «эрудиция» является его слабым местом, и потому все
свои взгляды он готов пересматривать, подвергая их сомнениям.
Человека невозможно обмануть, пока он является скептиком. Обмануть можно лишь того, кто поверил. Именно поэтому проповедники всех мастей в самом начале своей работы прибегают к этому фундаментальному обману и с ювелирной тонкостью внедряют в сознание человека ложное представление
о вере: мол, это необходимое условие духовного роста… верою, мол, познаём… Они
виртуозно подменяют понятия, манипулируя ими, как напёрсточники шариком,
отождествляя веру и с познанием, и с доверием, и с добродетелью — но только,
конечно же, не со слабоумием.
А ведь
именно этим, по сути дела, и является вера.
Часто можно слышать, что
вера и знание дополняют друг друга. Но это не так. Верить можно только в то,
чего не знаешь. Например, в Бога. А если ты что-то знаешь — действительно знаешь, а не просто в книжке прочитал, — то надобность верить в это отпадает. Верит ли
кто-нибудь из нас в существование Солнца? Нет. Верить в Солнце может только слепой, который
никогда его не видел.
Точно так же
бессмысленно верить в силу знания и просвещения. Вера в разум — это
недоразумение. Это вера в мёртвую букву, чего не понимают книжники всех
времён. Непонятая, неосмысленная информация ложится на человека бременем и
немногим отличается от того, что называют суеверием. Поэтому и говорят иногда о
«сумерках просвещения». Подлинное знание добывается упорным трудом, и оно
действительно приносит человеку свет и прозрение. То есть возможность видеть
реальность — такой, какая она есть.
А ещё знание — это сила.
По этому критерию его можно отличить от обычной, неусвоенной информации. Одно
только приближение к подлинному знанию даёт человеку силу продолжать дальнейшие
поиски, выдерживая при этом и помехи, и нападки.
Итак, вера — это не
то, что критикам религии следовало бы защищать. В защите и реабилитации
нуждается профанированное понятие религии.
Альбер Камю сказал: «Когда
религия соединяется с политикой, рождается инквизиция». Современные, известные
всем религии в своём традиционном обличье являются помесью магии, идеологии,
политики и бизнеса — то есть, псевдорелигиями. Они паразитируют на
первоисточнике, на имени и учении выдающегося человека, который — если это был
действительно просветлённый учитель — никогда не призывал своих учеников верить
ему на слово. Наоборот, следует пробовать и проверять, чтобы, в конце концов,
самим удостовериться в истинности сказанного. Особый упор на этом делал Будда.
Речь могла идти о доверии к учителю, но доверие — это совсем другое, прямо
противоположное вере, понятие.
Известные всем (псевдо)религиозные
традиции — буддизм в их числе — опираются на веру своих адептов. А вера слепа. Посему
все эти религии являются фальшивками.
Пока человек не
поверит, обмануть его невозможно. Поэтому попытка сохранить веру в качестве
добродетели является попыткой сохранить обман.
Настоящая религия
может быть только одна — так же, как и наука. Её основной добродетелью (или
принципом) является осознание, а вовсе не вера. Благодаря осознанию человек
способен раскрыть свой огромный творческий потенциал, познать самого себя.
Именно в этом и заключается смысл религии как таковой. В этом состоит её
отличие от псевдорелигии.
Прививая
людям веру, священники приучают их к слабоумию.
Утверждая веру в
человеке, бородатые жулики получают возможность внедрять в сознание человека
новые понятия-аксиомы — новых, не подлежащих сомнению «священных коров», в
которых требуется свято верить и отрицать которые полагается недопустимым
кощунством.
Поэтому вера —
этот опиум для народа — должна быть признана уделом детей, а также слабых, не
созревших для внутреннего преображения людей.
В 1865 году Карл Маркс отвечал на вопросы широко распространённой в то время анкеты. Нам стоит обратить внимание на ответы седьмого и двадцатого (последнего) пунктов.
В 1865 году Карл Маркс отвечал на вопросы широко распространённой в то время анкеты. Нам стоит обратить внимание на ответы седьмого и двадцатого (последнего) пунктов.
7. Какой
недостаток вы скорее всего склонны извинить? — Легковерие.
20. Ваш
любимый девиз — De omnibus dubitandum (Подвергай всё сомнениям).
Очень хорошая статья...как бы хотелось ,чтобы как можно больше ее прочитало людей,а не пробегали мимо..но увы! сейчас все галопом по европам
ОтветитьУдалитьСогласен, очень хорошая статья, кину друзьям и знакомым.
ОтветитьУдалитьВерно и по существу! Спасибо.
ОтветитьУдалитьНе верить надо, а увидеть на практике, осознать, получить личный опыт - тогда все станет ЯСНО, без слепой веры. Я ЕСМЬ - Я существую. Я есмь Существование - это факт, а не вера! :)
ОтветитьУдалить