воскресенье, 10 апреля 2016 г.

С чего начинается театр, или За кулисами Балтийского дома

Что бы вы сказали, если бы вам предложили заглянуть в театральное закулисье и посмотреть, что происходит по ту сторону сцены? Наверное, согласились бы, верно? Вот и я не смог отказаться от такого предложения и потому сразу же, как только узнал о предстоящей акции «Один день в театре», отправил заявку на участие. Прошедшим отбор участникам предстояло прикоснуться к тайнам театрального дела — узнать, как ставятся декорации, настраивается звук, готовится освещение, накладывается грим; предоставлялась возможность пообщаться с людьми, которых никогда не видит зритель, но без которых спектакль не может состояться. Иными словами, их ждало знакомство с театральными профессиями — причём не только в теории, но и на практике.
Каждый заранее сам решал, в качестве кого он хотел бы себя попробовать. Выбор профессий был достаточно широким: гримёр, костюмер, монтировщик, реквизитор, звукорежиссёр, осветитель, администратор, помощник режиссёра, театральный фотограф, театральный блогер. 

Театр имени Ленинского комсомола в 1952 году.
Мне повезло, моя заявка была принята, и вот, 27 марта (кстати сказать, это был Международный день театра) меня и других участников ждут у служебного входа в 15.30. Мы проходим в гардероб, раздеваемся, переобуваемся, и затем нас ведут в фойе, на второй этаж. Мероприятие начинается с небольшой приветственной речи, после которой к нам подходит главный режиссёр театра «Балтийский дом», заслуженный артист России Владимир Александрович Тыкке.
Встреча с ним была одновременно и презентацией, и напутствием, и беседой с вопросами и ответами, причём с обеих сторон. Владимира Александровича, например, интересовало, что мы знаем о театральном искусстве, как представляем себе театральные профессии. Но вначале он коротко рассказал об истории «Балтийского дома».

Началась эта история ровно 80 лет назад, в 1936 году, когда возник Ленинградский Государственный театр имени Ленинского комсомола. И тогда же для него было построено это монументальное здание, в которое театр въехал уже через два года, в 1938 году. Под этим названием он просуществовал 55 лет. В разные годы здесь работали прославленные режиссёры В. Кожич, М. Чежегов, П. Хомский, Г. Опорков и другие. В этом театре обрёл имя и признание Георгий Товстоногов, бывший здесь главным режиссёром с 1949 по 1956 год (кстати сказать, в память об этом периоде несколько дней назад, 6 апреля, в здании театра была открыта мемориальная доска). 
С 1958 по 1960-й на этой сцене играл и ставил спектакли Ролан Быков. 


Владимир Татосов
  Многие знаменитые артисты входили в труппу театра в разное время: Юрий Толубеев (1936—1941), Игорь Владимиров (1949—1956), Евгений Лебедев (1949—1956), Олег Басилашвили (1956—1959), Татьяна Доронина (1956—1959), Александр Белинский (1953—1962), Нина Ургант (1954—1962), Владимир Татосов (1953—1963), Юлиан Панич (1961—1965), Наталья Тенякова (1965—1967), Алла Балтер (1965—1971), Эммануил Виторган (1967—1971), Виктор Костецкий (1965—1972), Олег Даль (1971—1972), Лариса Малеванная (1971—1975), Андрей Ургант (1981—1987), Лариса Луппиан (1986—1989), Виктор Сухоруков (1986—1993). С 2006 года здесь работает Игорь Скляр.


Особо хочется отметить старожилов театра: Татьяну Пилецкую (1962—1990, с 1996 по настоящее время), Эру Зиганшину (1965—1989, 2001—2011), Романа Громадского (1966—1987, с 1992 по настоящее время), Вадима Яковлева (1967—1987, с 1991 по настоящее время).

25 лет назад, в 1991 году, театр получил своё нынешнее название, а также статус театра-фестиваля. Начиная с этого года на базе театра ежегодно проводятся международные форумы, мастер-классы, сценические фестивали. Фестиваль «Балтийский дом» является едва ли не единственным полномасштабным проектом, планомерно работающим над укреплением культурных связей между Россией и странами Балтийского региона, а также другими европейскими государствами. За время существования фестиваля (удостоенного, кстати сказать, премией ЮНЕСКО) в нём приняли участие более 100 театров из 30 стран мира. Свои творческие достижения показывали здесь такие мастера, как Ж.-П. Венсан, К. Гинкас, Л. Додин, О. Ефремов, О. Коршуновас, Ю. Любимов, К. Марталер, Э. Нюганен, Э. Някрошюс, Т. Остермайер, С. Пуркарете, Р. Стуруа, Р. Тууминас, В. Фокин, П. Фоменко, А. Херманис, Г. Яжина, Е. Яроцкий и другие.  


Встреча с В. А. Тыкке длилась недолго, минут пятнадцать. Пора было расходиться по группам и приступать к работе. Одни пошли за звукооператором, другие за осветителем, третьи за монтировщиком. До начала спектакля оставалось около трёх часов, и за это время нужно было закончить  приготовления: проверить звук, настроить освещение, расставить декорации… К этому процессу и подключились участники акции. Тем же, кто, как и я, вошёл в группу фотографов и блогеров, выпала, на мой взгляд, самая интересная задача: пройтись по всему зданию и понаблюдать за работой всех остальных групп, после чего подготовленные результаты своих наблюдений в виде фотографий и текстов нужно было выложить в интернет. Данная работа для театра ничуть не менее важна, чем непосредственная подготовка спектакля. Не случайно во время встречи с нами Владимир Александрович отталкиваясь от известного выражения Станиславского, сказал, что театр начинается даже не с вешалки, а с кассы, перед которой будущий зритель выбирает спектакль, и даже ещё раньше — с желания человека пойти в театр. Не возникнет этого желания — не будет и зрителя. А какой без зрителя театр? 

Руководителем нашей группы, группы фотографов и блогеров, был Юрий Иванович Богатырёв — один из старейших работников «Балтийского дома», начинавший работать здесь ещё в 1971 году. Тут же в фойе мы расселись вокруг него на стульях, и он стал рассказывать нам о себе, своей профессии, кое-каких её подробностях. Многие, наверное, и не представляют себе, насколько далеко продвинулась за последние годы техника фотографии и насколько трудоёмкой по сравнению с сегодняшним днём была работа фотографа всего лишь 20-30 лет тому назад.
Немного познакомившись друг с другом за разговором и установив контакт, мы вместе с нашим проводником отправились в небезопасное путешествие по театральным закоулкам. Надо сказать, что Балтийский дом — это очень большой дом, если можно так выразиться. Своими многочисленными переходами он напоминает старинный замок. Поэтому нас предупредили на всякий случай, что не стоит задерживаться и отставать от группы, поскольку в этих лабиринтах можно легко потеряться. Полгода назад, во время прошлой акции, один из участников отстал, так его, говорят, до сих пор не могут найти. 


Путешествие по театру мы начали с того, что отправились на сцену, зайдя на неё откуда-то сбоку. Там уже шла подготовка к спектаклю. Мы походили, посмотрели... Юрий Иванович на протяжении всего нашего путешествия всё время что-то рассказывал, но я, признаться, не всегда его слушал, поскольку надо было ещё и фотографировать, а чтобы сделать удачный снимок, требуется внимание. Поэтому приходилось выбирать: либо слушать, либо снимать. Сейчас же, впервые оказавшись на сцене, я и вовсе оказался поглощённым необычными впечатлениями: ходил туда-сюда, представлял себя на месте актёра, играющего роль, смотрел в зрительный зал глазами участника спектакля. 



Находившись и насмотревшись, мы двинулись дальше, в помещения костюмерного цеха. Они не очень большие, эти помещения, зато высокие — в два человеческих роста, как это видно на фотографии. Поэтому и костюмы здесь можно хранить в два ряда, один над другим. 
А вот эта милая девушка в сером свитере заведует всем костюмерным хозяйством.
Затем мы побывали в реквизиторском цехе — этаком складе самых разнообразных предметов, которые используются (или использовались) в том или ином спектакле. Несмотря на кажущийся беспорядок, заведующий этим складом хорошо знает, где что располагается и, когда надо, быстро находит нужную вещь.



Заведующей гримёрной оказалась женщина со своеобразным характером. Сначала она не желала иметь с нами дела, но потом, всё же сменив гнев на милость, рассказала много интересного. Мы узнали, что гримёр — это самая высокооплачиваемая профессия в Голливуде. Однако, в отличие от кино, работа театрального гримёра более сложная и ответственная. Потому что тут недостаточно что-то прилепить на лицо актёру, нужно сделать так, чтобы это всё держалось — как минимум до антракта, а ещё лучше — до конца спектакля. Ведь антракт заканчивается быстро, актёров бывает много, а гримёров, как я понял, всего два — эта женщина и её молодая помощница. Работы у них невпроворот. Спектакли идут каждый день, и не по одному. В марте этого года состоялось около 60 спектаклей. Это очень много, но и  не предел: в январе их было около 100.


К моему сожалению, хозяйка гримёрной категорически запретила себя фотографировать. «Всё, что хотите, снимайте, только не меня», — предупредила она. С другой стороны, мне не хотелось, чтобы в кадр попал кто-либо из участников нашей группы: помещение было небольшим, и один-единственный человек заслонял бы собой слишком многое. Поэтому, дождавшись, когда группа пошла на выход, быстро сфотографировал пустую гримёрную. Уже дома обнаружилось, что снимок этот оказался удивительно удачным: в одном из зеркал можно ясно видеть отражение гримёрши, а в другом зеркале так же ясно видно отражение её молодой помощницы. Вот такие чудеса бывают. И запрет не нарушил, и желаемый результат получил. Видимо, дух театра был ко мне расположен.




Во время наших переходов выяснилось, что здание театра сочетает в себе большие просторы с длинными коридорами и тесными закоулками. Более того, он не только очень высокий, но также и довольно глубокий, ибо внизу, прямо под главной сценой, находится самое настоящее подземелье. Наш проводник завёл нас и туда тоже. Как и положено, там есть свои сокровища: хранится громоздкий реквизит, скрываются скелеты, которым не нашлось места в шкафу... Возможно, даже и привидения водятся... Обратите внимание на туманную фигуру в центре снимка — то ли человек, то ли призрак... Кто знает, может быть, это и есть потерявшийся участник прошлогодней акции? 
Одна из опасностей, подстерегающих оказавшихся за кулисами, состоит в следующем. На сцене есть люк, использовавшийся во время некоторых спектаклей. Через него можно быстро покинуть пространство сцены и очутиться внизу, в этой преисподней, — причём как вольно, так и невольно. Говорят, сейчас люк заделали, поэтому опасности провалиться под землю вроде бы и нет. Тем не менее, призывающую к бдительности надпись на всякий случай оставили. Мало ли чего…

Одно время это подполье использовали как сцену и зрительный зал. Причём места хватало всем — и актёрам, и зрителям. Нет, это не было связано с войной. Просто таков был замысел режиссёра, ставившего пьесу Горького «На дне». И, надо сказать, это был правильный выбор, потому что подвал куда больше соответствует обитателям социального низа, нежели просторная сцена с высоченными, теряющимися в бесконечности потолками.
Выбравшись из этого давящего подвала... Хотя как сказать... Давящим он воспринимается именно в этом здании — по контрасту с остальными помещениями. Но взять, к примеру, квартиры подавляющего большинства людей — они имеют примерно такую же высоту, если даже не меньшую. Не случайно у многих, когда они попадают в Балтийский дом, возникает впечатление, что здание это было построено для великанов, а не для людей. Но, разумеется, это обманчивое впечатление. Не для людей (а скорее для пигмеев) построены малогабаритные жилища.


Впрочем, я немного отвлёкся. Итак, после относительно тесного подвала, мы вновь направились на просторную сцену. На этот раз мы зашли на неё сзади, через дверь, находящуюся посередине большой чёрной стены (вот как раз на снимке видно, как через эту дверь выходит девушка).
Повернувшись налево, мы увидим транспортные ворота. Через них завозят большие декорации или  строительные материалы. 
Кстати, об автомобилях. Интересную историю вспомнил Юрий Иванович. В начале 2000-х в Балтийском доме можно было увидеть «Три товарища» (по Ремарку). Так вот, прямо во время спектакля на сцену выезжал автомобиль старой модели и ездил туда-сюда. Те, кто знаком с этим произведением, помнят, наверное, эпизод со старой колымагой, которая не уступала в скорости мерседесу. Как вы думаете, много ли театров могут позволить себе использовать такой громоздкий, с позволения сказать, реквизит? Этот — может. Кстати сказать, во время того же спектакля было придумано ещё нечто из ряда вон выходящее. Заднюю стену, в которую упирается взгляд зрителя, убирали, и в результате получался прямой выход на улицу, а в качестве заднего плана можно было наблюдать натуральные городские просторы, откуда на сцену мог заехать автомобиль, и не один. Появлялась возможность отнюдь не условно показать автомобильные гонки. Возможности театра приблизились к кинематографическим.  





Между тем на сцене, куда мы пришли, вовсю шла настройка звука. Прожекторы выхватывали то один угол сцены, то другой, благодаря чему мне удалось запечатлеть в их свете находящуюся обычно в полутьме границу, отделяющую видимую зрителем часть сцены от невидимой, от закулисья в буквальном смысле этого слова. 

Причём, как можно видеть на фотографии, это закулисье многослойно. Первый слой находится за первым занавесом, а за вторым — второй, и так далее. Здесь работают люди, без которых актёрам пришлось бы очень трудно. 


Один из них (в чёрной майке с логотипом театра на спине) рассказывал нам о своей работе, но — увы — почти весь его рассказ не достиг моих ушей. 


Потому что закулисье манило меня к себе всё дальше и дальше, пока я не достиг самого последнего его слоя.



Здесь почти никого не было, лишь изредка кто-то проходил мимо. Столик с бокалом, необычного вида бутыль, кирпичные стены — всё это создавало атмосферу старинного замка. Я фотографировал этот самый дальний закоулок сцены, и все мои попытки передать его высоту оказались безуспешны. Это пространство никак не хотело помещаться в кадре.



 В завершение нашего путешествия Юрий Иванович привёл нас в свой кабинет, где показал некоторые приёмы работы с программой Фотошоп. А потом достал старые фотографии, сделанные им в прежние годы. 


Слева — сцены из "Трёх мушкетёров". А справа  снимки, сделанные в 90-е годы во время реконструкции зрительного зала. Зал настолько большой, что по нему свободно разъезжали самосвалы, грузовики, нашлось место и для подъёмного крана. 
Под этими двумя снимками виднеется фото Ларисы Малеванной в одной из своих ролей. 





Её же можно видеть на другой фотографии вместе с Олегом Далем, который недолгое время играл в театре им. Ленинского комсомола. Как рассказал нам Юрий Иванович, характер Даля не позволял ему отказываться от многочисленных предложений «выпить-закусить», в результате чего с ним случались всякие казусы. Однажды, например, он пришёл на спектакль не совсем трезвым. Но это бы ещё куда ни шло. Начался спектакль. Во время одной сцены Даль сидит на стуле. Подходит время его реплики... А в ответ тишина... В чём дело? К нему пригляделись — а он, оказывается, спит. Заснул человек прямо во время спектакля.   
Вот как бывает.

Время пролетело очень быстро, и вот уже нам предложили занимать места в зрительном зале. В этот вечер мы смотрели постановку «Зойкина квартира» (по Булгакову).
 
 
После спектакля все участники акции собрались на сцене, где им были вручены небольшие подарки. На этом мероприятие и завершилось.

Выйдя на свежий воздух, я погулял немного по Александровскому парку. Основная работа для меня была ещё впереди. Нужно было обработать фотографии и написать текст.
Этот процесс занял больше недели.
Надеюсь, что его результатами читатели блога остались довольны.



1 комментарий:

  1. Мне очень понравилась статья. Текст воспринимается легко и интересно, качественные фотографии великолепно его дополняют. Появилось желание самой пройти весь этот путь.

    ОтветитьУдалить