воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Квадраты и Коммунизм



В восьмом выпуске передачи «Школа сути» С. Е. Кургинян зачитал стихотворение «Квадраты». Его написал никому не известный англичанин Джеймс Клиффорд, погибший на войне. Владимир Лившиц перевёл и опубликовал эти стихи.

На каждый вопрос вручили ответ.
Всё видя, не видите вы ни зги.
Стали матрицами газет
Ваши безропотные мозги.

Очень интересен и важен контекст, в котором прозвучало это стихотворение.



«Для меня коммунизм — это священная идея, самая великая человеческая идея. Идея, без надежды на торжество которой я не хочу жить. Но я хотел бы, чтобы было сказано, что это такое. И не по Кургиняну или по какому-нибудь ещё человеку, который может быть заподозрен в сектанстве, ревизионизме, оппортунизме и бог знает ещё в чём, а по классике — классике марксистской или любой другой.
Что такое коммунизм? Просто, в одной фразе скажите.
Коммунизм — это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших его творческих способностей. Обведите это в двойную рамку. Больше никакого содержания у коммунизма нет. Как говорил Экзюпери: «Беда не в том, бедно или богато они живут, а в том, что в каждом из них убит Моцарт».
Никто не может посягнуть на эту мечту! Эта мечта вдохновляла Маркса. И сколько бы вы ни читали классического Маркса, ясно, что она вдохновляла его, Ленина, Энгельса — всех, и всех их последователей. Чудовищный удар по этому нанёс Хрущёв. Его преступление с разоблачением культа личности Сталина носит меньший характер, чем его преступление с программой ХХII съезда КПСС, когда он свёл весь коммунизм к «гуляш-коммунизму» и сказал, что это насыщение изобилием каждого человека».


Владимир Лифшиц.
Квадраты.


И всё же порядок вещей нелеп.
Люди, плавящие металл,
Ткущие ткани, пекущие хлеб,
Кто-то бессовестно вас обокрал.

Не только ваш труд, любовь, досуг —
Украли пытливость открытых глаз;
Набором истин кормя из рук,
Умение мыслить украли у вас.

На каждый вопрос вручили ответ.
Всё видя, не видите вы ни зги.
Стали матрицами газет
Ваши безропотные мозги.

Но нет ответа на главный вопрос...
Одетых и серенько и пестро,
Утром и вечером, как пылесос,
Вас затягивает метро.

И вот вы идёте густой икрой,
Все, как один, на один покрой,
Люди, умеющие обувать,
Люди, умеющие добывать.

А вот идут за рядом ряд —
Ать —
ать —
ать —
ать, —
Пока ещё только на парад,
Люди, умеющие убивать...

Но вот однажды, средь мелких дел,
Тебе дающих подножный корм,
Решил ты вырваться за предел
Осточертевших квадратных форм.

Ты взбунтовался. Кричишь:
"Крадут!.."
Ты не желаешь себя отдать.
И тут сначала к тебе придут
Люди, умеющие убеждать.

Будут значительны их слова,
Будут возвышенны и добры.
Они докажут, как дважды два,
Что нельзя выходить из игры.

И ты раскаешься, бедный брат.
3аблудший брат, ты будешь прощён.
Под песнопения в свой квадрат
Ты будешь бережно возвращён.

А если упорствовать станешь ты:
Не дамся!.. Прежнему не бывать!..
Неслышно выступят из темноты
Люди, умеющие убивать.

Ты будешь, как хину, глотать тоску,
И на квадраты, словно во сне,
Будет расчерчен синий лоскут
Чёрной решёткой в твоём окне.

1964

В другом стихотворении тот же поэт писал:

Ах, как нам было весело,
когда швырять нас начало,
жизнь ничего не весила,
смерть ничего не значила,
нас оставалось пятеро
в промозглом блиндаже.
командованье спятило
и драпало уже,
мы из консервной банки
по кругу пили виски,
уничтожали бланки,
приказы, карты, списки...
И, отдалённый слыша бой,
я, жалкий раб господен,
впервые был самим собой,
впервые был свободен!
Я был свободен, видит бог,
от всех сомнений и тревог,
меня поймавших в сети,
я был свободен, чёрт возьми,
от вашей суетной возни
и от всего на свете!..

Свобода «от».
Это называется «Отступление в Арденнах», на самом деле, конечно, всё это пишется не об Арденнах. И, конечно, Лифшиц, который это всё писал, писал это всё с заточкой на советскую власть, но это гораздо глубже того, чем он затачивал. Я хочу передать здесь всего лишь несколько слов:

Не только ваш труд, любовь, досуг —
украли пытливость открытых глаз;
набором истин кормя из рук,
уменье мыслить украли у вас.

Весь мир буржуазной нормы, конечно же, держится на квадратной форме, на регламенте, на чётком разделении, и в этом есть философия, которую очень немногие понимают».
(С. Кургинян. Школа сути - 8).






1 комментарий: